Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества

ТПП России предлагает снизить тарифы страховых взносов для малого бизнеса

№ 96

октябрь 2011 года

ТПП России предлагает

снизить тарифы страховых взносов для малого бизнеса

20 октября 2011 года Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона № 607164-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды», предусматривающий снижение с 1 января 2012 года ставки тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для основной массы плательщиков до 30 %.

Для льготных категорий  плательщиков, к которым отнесены субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организаций, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие определенные виды деятельности в производственной и социальной сферах, тариф страховых вносов будет снижен до 20 %.

При доработке проекта, по нашему мнению, следует:

- распространить тариф страховых взносов в размере 20% на всех субъектов малого предпринимательства на основе единого системного подхода, независимо от видов экономической деятельности, а также на все некоммерческие организации;

- сниженные тарифы страховых взносов до 30%, равно как и льготного тарифа (20%), не должны повышаться и  после завершения 2013 года;

- исключить введение дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 10% с сумм, превышающих установленную предельную величину базы для начисления страховых взносов. Дополнительные взносы будут учитываться в составе солидарной части тарифа взносов в фонд, т. е. не направляются на формирование пенсионных прав застрахованных лиц и носят по существу не страховой, а налоговый характер (дополнительный налог на средний класс).

ТПП России обратилась с соответствующим письмом на имя Председателя Государственной Думы Б.В. Грызлова, а также внесла пакет поправок в профильный комитет Государственной Думы. Второе чтение законопроекта предварительно запланировано на начало ноября.

 Законопроект о федеральной контрактной системе доработан с учетом публичного обсуждения

 20 октября Минэкономразвития России по итогам общественного обсуждения обнародовало новую версию проекта федерального закона
«О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» (далее — законопроект).

Ключевыми отличиями новой редакции законопроекта от той, которая была представлена Минэкономразвития России 1 сентября, можно считать:

1. Введение реестра недобросовестных заказчиков наряду с реестром недобросовестных поставщиков (статья 94 проекта).

Заказчики, включенные в реестр недобросовестных заказчиков, обязаны будут согласовывать планы-графики закупок, а также принимать решение об изменении и (или) расторжении контрактов только по согласованию с органом, уполномоченным на осуществление аудита в федеральной контрактной системе, который в настоящее время не определен.

2. Ограничены случаи применения предквалификации для участников размещения заказа (статья 50 проекта).

Правительство РФ должно будет определить:

- виды закупок, по которым смогут выставляться дополнительные требования в виде предквалификации (это будут только товары (работы, услуги) высокосложного или специализированного характера);

- исчерпывающий перечень документов, которые заказчик сможет требовать в рамках процедуры предквалификации.

3. Заказчик вправе вообще не использовать критерий цены при проведении конкурса на выполнение фундаментальных и научных исследований (статья 31).

Кроме того, если в общем порядке при снижении цены более чем на 25% участник торгов обязан обосновать возможность ее снижения, то при проведении процедур закупок в целях заключения контрактов на выполнение НИОКР заявка, содержащая предложение о снижении цены контракта более чем на 25%, отклоняется независимо от наличия в ней обоснования цены.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А.Медведева до 1 ноября законопроект должен быть внесен в Правительство Российской Федерации. Палата осуществляет сопровождение проекта закона.

 Интеллектуальные права будут надежно защищены

Увеличение числа споров, связанных с интеллектуальными правами, объективно требует создания профессионального специализированного арбитражного суда, способного рассмотреть спор качественно не только с правовой точки зрения, но и с учетом специфики того или иного интеллектуального права, подлежащего защите. При этом рассмотрение таких споров, как правило, требует наличия специальных знаний.

20 октября 2011 года при поддержке ТПП России в первом чтении принят проект федерального закона № 446365-5 «О внесении изменений в Федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам».

Законопроектом предусмотрено образование Суда по интеллектуальным правам в системе арбитражных судов Российской Федерации, а также определяется его компетенция и порядок формирования. Устанавливается, что Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанции.

Указанные дела будут рассматриваться Судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Второе чтение законопроекта намечено на первую декаду ноября.

 «Экологический пакет» прошел первое чтение

 7 октября Государственной Думой приняты в первом чтении проекты законов:

№ 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий»;

№ 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами».

ТПП России подготовила и направила в профильный комитет Государственной Думы предложения по их доработке и постатейные поправки.

По первому законопроекту (№ 584587-5) основные предложения Палаты сводятся к следующему.

1. Уточнить, на какие источники выбросов загрязняющих веществ распространяется требование об оснащении автоматическими средствами измерения и учета объема выбросов и концентрации вредных веществ. Предложение измерять «на каждой трубе» множество показателей невыполнимо по техническим и финансовым основаниям. По данным субъектов предпринимательской деятельности, выполнение этого требования потребует существенных затрат: организация непрерывного контроля на одном источнике составит порядка 100 тыс. евро, при этом на промышленном предприятии может находиться до 200 стационарных источников выбросов.

2. Не поддерживается предложение о 100-кратном увеличении платы за негативное воздействие на окружающую среду, в частности, распространение данного повышения на весь период действия разрешения (5 лет)  в случае однократного невыполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы внедрения наилучших доступных технологий. Полагаем, что данные санкции могут действовать только с момента предшествующего контрольного мероприятия. Кроме того, следует продлить переходный период, предусмотренный законопроектом, до применения указанных повышающих коэффициентов к плате.

3. Упростить и сократить объем документации, оформляемой хозяйствующими субъектами по вопросам нормирования негативного воздействия на окружающую среду.

4. Предусмотреть, что меры государственного меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды не будут применяться в отношении объектов, оказывающих незначительное и минимальное воздействие.

Второй законопроект (№ 584399-5), по мнению ТПП России, не реализует свою основную цель — создание экономических стимулов по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов.

Законопроект также не устраняет ни одну из существующих основных проблем и административных барьеров в области обращения с отходами: остаются требования обязательной разработки паспорта любого отхода, лицензирование любой деятельности при обращении с отходами I — IV классов опасности (кроме транспортировки), сохраняется неоправданное требование о накоплении отходов на срок не более чем шесть месяцев и соответственно о сдаче отходов каждые полгода.

Дата второго чтения законопроектов уточняется.

 Меняется порядок изъятия земельных участков

18 октября  Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона № 304493-5 «О внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд».

Законопроект ориентирован на защиту интересов лиц, ходатайствующих об изъятии земельных участков, и существенно ущемляет права собственников участков. ТПП России направлено отрицательное заключение в Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям и высказан ряд замечаний по законопроекту, которые следует устранить в ходе его доработки.

1.  Уточнить механизм изъятия земельных участков и его отдельные процедуры, сроки их реализации и  последствия пропуска сроков.

2. Ограничить круг юридических лиц, имеющих право ходатайствовать об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Согласно законопроекту это может быть любое юридическое лицо, осуществляющее деятельность, для которой статьей 49 Земельного кодекса РФ предусмотрено изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд (список таких оснований является открытым и может дополняться на основании федеральных законов и законов субъектов РФ).

3. Предусмотреть, что действия по изъятию земельных участков и иных объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд должны осуществлять государственные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими учреждения. В соответствии с законопроектом лицо, заявившее ходатайство об изъятии земельного участка, в дальнейшем является организацией, осуществляющей его изъятие, в том числе выступает заказчиком работ по оценке изымаемой недвижимости, готовит и заключает с обладателем прав на участок и иные объекты недвижимости соглашение о выкупе и пр. Подобный порядок создает неограниченные возможности для оказания давления со стороны юридического лица, изымающего недвижимое имущество, на собственников этого имущества и иных правообладателей.

4. Предусмотреть реализацию принципа предварительного и равноценного возмещения, как необходимого условия при отчуждении земельного участка. В том числе исключить поправки в Федеральный закон  «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», запрещающие при проведении оценки учитывать изменение рыночной стоимости недвижимого имущества под влиянием планируемого размещения объекта или развития территории, явившегося причиной изъятия, а также вводящие мораторий на изменение результатов оценки земельного участка до вступления в силу решения суда по искам об изъятии земельных участков.

5. Предусмотреть дополнительный порядок уведомления лиц, земельные участки которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, когда сведения о правах на участки отсутствуют (местные СМИ, в которых предлагается публиковать сообщения об изъятии, как правило, мало доступны для обладателей прав на земельные участки). До одного года продлить срок, в течение которого указанные лица могут заявить о своих правах на изымаемые участки.

Рассмотрение проекта во втором чтении предварительно запланировано в период работы Государственной Думы следующего, шестого созыва.

 Депутаты позаботились о  здоровье российских граждан

 21 октября Государственной Думой принят во втором чтении проект федерального закона № 534829-5 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

При  доработке законопроекта учтен ряд предложений и поправок, подготовленных ТПП России, частности:

введено понятие качества медицинской помощи; внесены уточнения в понятие стандарта медицинской помощи;

предусмотрен институт экспертизы качества медицинской помощи, которому посвящена отдельная статья;

исключено положение, запрещающее медицинским работникам принимать участие в любых мероприятиях, финансируемых одной фармацевтической компанией.

Кроме того, предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, будет предоставляться другим гражданам только с письменного согласия пациента.

 Взыскивать неустойку нужно правильно

 27 октября Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с участием представителей ТПП РФ обсудил проект постановления                 «О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Положения проекта постановления направлены на установление разумного баланса между мерой ответственности, применяемой к нарушителю, и отрицательными последствиями, наступившими для кредитора в результате нарушения обязательства.

ТПП  России поддерживает позицию ВАС РФ в части применения статьи 333 ГК РФ только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика. В проекте постановления нашел закрепление уже сложившийся в судебной практике подход применения статьи 333 ГК РФ. Согласно арбитражной практике, во-первых, неустойка не может превышать сумму возможных убытков. Во-вторых, основанием для снижения неустойки является результат оценки суммы предъявленной неустойки.

Пункт 2 проекта постановления в более четком виде отражает позицию Высшего Арбитражного Суда, изложенную в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 14.07.1997 г. № 17, относительно заемных обязательств. ТПП России поддерживает подход  ВАС РФ к определению размера присуждаемой неустойки, закрепленный в абзацах 2 и 3 рассматриваемого проекта.

Вместе с тем считаем, что проект акта нуждается в конкретизации отдельных положений. Так, в пункте 2 проекта постановления необходимо уточнить, что именно понимает суд под «исключительными случаями снижения судом суммы неустойки», закрепив их исчерпывающий или хотя бы приблизительный перечень. Это представляется целесообразным в связи с предложением разработчиков проекта  предоставлять суду право снижать неустойку ниже учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.

 К вопросу об усовершенствовании процедуры банкротства

 Правительством Российской Федерации разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и иные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур банкротства кредитных и иных финансовых организаций, усиления ответственности за совершение неправомерных действий в преддверии банкротства».

Законопроектом предлагается дополнить Закон о несостоятельности кредитных организаций статьей 222, устанавливающей особенности функционирования временной администрации, назначенной после отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации, обладающей лицензией на профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. В частности, законопроектом устанавливаются гарантии для клиентов на возврат принадлежащего им имущества уже на стадии введения временной администрации по управлению кредитной организацией.

Проект закона направлен для замечаний и предложений в профильные комитеты ТПП России.

Коротко

1 октября Федеральная таможенная служба перешла на оказание государственных услуг в упрощенном порядке. При оказании государственных услуг ФТС России будет обеспечивать реализацию межведомственного взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти по получению необходимых ей документов и сведений. Новый упрощенный порядок относится, в частности, к следующим государственным услугам: ведение реестра таможенных перевозчиков; ведение реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов и др.

1 октября Постановлением Правительства РФ № 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии» установлены базовые ставки данных страховых тарифов (в процентах от страховой суммы) и коэффициенты к базовым ставкам, а также определена структура страхового тарифа и порядок применения тарифов страховщиками при определении страховой премии.

5 октября ФНС России письмом № ЕД-4-3/16368@ «Об отдельных вопросах применения электронных документов» сообщила, что первичные учетные документы независимо от формы их составления (на бумажном носителе и в электронном виде с ЭЦП), соответствующие установленным требованиям, имеют одинаковую юридическую силу и возлагают идентичные права и обязанности на субъекты хозяйственной деятельности. Электронные документы наряду с их бумажными аналогами могут применяться как при взаимодействии хозяйствующих субъектов между собой, так и при ведении бухгалтерского и налогового учета.

11 октября ФТС России проинформировала участников внешнеэкономической деятельности по вопросу введения в России института уполномоченных экономических операторов. Прием ФТС России заявлений участников ВЭД о включении в реестр уполномоченных экономических операторов будет возможен только после вступления в силу приказа ФТС России «Об утверждении Административного регламента ФТС России по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов».

18 октября принят в первом чтении законопроект № 497961-5                 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ» об уголовной ответственности за образование коммерческой организации в целях совершения преступления, так называемый законопроект о противодействии созданию «фирм-однодневок».

19 октября Президент РФ подписал Федеральный закон № 284-ФЗ о досрочном погашении кредитов без согласия банков. Закон допускает досрочное погашение кредитов физическим лицам без согласия кредитора и уплаты дополнительных штрафов. Соответствующие поправки внесены в статьи 809 и 810 Гражданского кодекса РФ. В Законе оговаривается право гражданина на досрочное освобождение от долговых обязательств при условии письменного уведомления кредитора о намерении возвратить кредит не менее чем за 30 дней до предполагаемой даты выплаты средств. Также предусматривается, что банки смогут взимать проценты за пользование кредитом до дня фактического его возмещения.

20 октября с участием представителей ТПП РФ состоялись парламентские слушания на тему: «О проекте федерального закона                «Об образовании в РФ». В частности, участниками слушаний не поддерживается упразднение начального среднего образования и его замена «ускоренной подготовкой», введение «подушевого финансирования», а также отсутствие: квалификационных стандартов и программ подготовки рабочих; модели непрерывного образования по уровням «начальное профессиональное образование — среднее профессиональное образование»; механизма участия работодателей в системе профессиональной подготовки и т.д.

21 октября в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 617500-5 «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона             «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Законопроектом предлагается перенести сроки перевода розничных рынков в капитальные строения с 1 января 2013 года на 1 января 2016 года.

21 октября в первом чтении был принят проект закона № 607158-5 «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». ТПП России положительно расценивает тот факт, что в проекте бюджета на субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2012 году  предусмотрено 19 000,0 млн. рублей, в 2013 году — 20 045,0 млн. рублей, и в 2014 году — 21 140,0 млн. рублей. На текущий 2011 год по данной статье расходов было выделено порядка 16 млрд. рублей, а на эти же цели в 2012 году, согласно ранее принятому закону о федеральном бюджете на 2011 год, планировалось потратить всего 4 млрд. рублей. ТПП России настаивала на увеличении данной суммы, и положительно оценивает ее увеличение до 19 млрд. рублей в 2012 году. Также Палатой на основе предложений предприятий промышленного сектора в профильные комитеты Государственной Думы были внесены поправки ко второму чтению проекта.

22 октября Правительством Российской Федерации в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 617780-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный законопроект направлен на совершенствование механизмов осуществления государственного контроля (надзора) в сфере транспорта, предоставление права контрольно-надзорным структурам проводить контрольные мероприятия не только в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность, но и проверку эксплуатируемых ими транспортных средств и иных технических средств в порядке превентивного контроля.

24 октября в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 618457-5 «О ратификации Конвенции о предотвращении крупных промышленных аварий (Конвенция № 174)». В соответствии с положениями Конвенции государство-член Международной организации труда, ратифицирующее указанную Конвенцию, разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает национальную политику, направленную на решение вопросов, связанных с защитой трудящихся, населения и окружающей среды от опасностей, возникающих при крупных авариях.

3 ноября вступит в силу новый Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (от 4 мая 2011 года № 99‑ФЗ). При этом ряд положений Закона имеют отличные сроки вступления в силу. В частности, с 1 июля 2011 года уже действуют нормы статьи 19, регламентирующие порядок организации и осуществления лицензионного контроля, а с 1 июля 2012 года вступят в силу нормы Закона, регламентирующие электронный документооборот между лицензирующим органом и лицензиатом.

Комментарии запрещены.