Новости СМИ за период 11 апреля 2013 г. по 18 апреля 2013 г.

Коллегия ЕЭК в целом одобрила проект концепции согласованной агропромполитики стран ТС.

Проект Концепции согласованной агропромышленной политики государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в целом одобрен на заседании коллегии ЕЭК и представлен на обсуждение совета комиссии. Об этом сообщила директор департамента агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии Надежда Котковец.

О проекте концепции также шла речь и на заседании консультативного комитета по агропромышленному комплексу под председательством министра промышленности и АПК ЕЭК Сергея Сидорского. Члены комитета отметили, что поэтапное сближение подходов государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в области государственной поддержки сельского хозяйства, регулирования аграрного рынка, применения санитарно-ветеринарных мер является необходимым условием создания Евразийского экономического союза.

Сергей Сидорский подчеркнул, что в процессе разработки концепции наметили повестку дальнейшей совместной работы в аграрной сфере. В документ включены задачи, которые стороны готовы реализовать исходя из скоординированных принципов и инструментов. «По ним мы находим полное взаимопонимание национальных органов государственного управления в сфере АПК и бизнес-сообщества», — отметил министр. (ИА Казах Зерно 15.04.13)

 

Состоялось третье заседание Консультативного комитета по агропромышленному комплексу.

11 апреля в Евразийской экономической комиссии под председательством Члена Коллегии (Министра) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Сергея Сидорского состоялось третье заседание Консультативного комитета по агропромышленному комплексу.

Была заслушана информация о ходе реализации Протокола второго заседания Консультативного комитета по агропромышленному комплексу от 28 января 2013 года. При обсуждении вопроса основное внимание члены Комитета уделили ходу рассмотрения проекта Концепции согласованной агропромышленной политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства. Данная Концепция одобрена в целом на заседании Коллегии ЕЭК 9 апреля и представлена на обсуждение Совета Комиссии. Были дополнительно проанализированы замечания и предложения, поступившие от Сторон, в результате позиции по корректировке положений документа сближены на базе предложений Комиссии. Рекомендовано направить проект Концепции в правительства для дополнительного рассмотрения.

Члены Комитета отметили, что поэтапное сближение подходов государств – членов ТС и ЕЭП в области государственной поддержки сельского хозяйства, регулирования аграрного рынка, применения санитарно-ветеринарных мер является необходимым условием создания Евразийского экономического союза.

Активное участие в обсуждении приняли члены Комитета и представители органов государственного управления Сторон: руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ Сергей Данкверт, заместитель министра сельского хозяйства РФ Илья Шестаков, заместитель Министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Людмила Нижевич, директор Департамента стратегии и корпоративного развития Министерства сельского хозяйства Казахстана Серик Ибраев, руководитель Департамента развития секторов экономики Министерства экономического развития РФ Анатолий Усачев и др.

Сергей Сидорский, подводя итог обсуждения вопроса, подчеркнул: «Разрабатывая Концепцию, мы наметили повестку нашей дальнейшей совместной работы в аграрной сфере. В документ включены задачи, которые Стороны готовы реализовать исходя из скоординированных принципов и инструментов. По ним мы находим полное взаимопонимание национальных органов государственного управления в сфере АПК и бизнес-сообщества».

Обсуждая второй вопрос повестки заседания «О проекте Плана мероприятий по реализации Концепции согласованной агропромышленной политики государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства», члены Комитета в целом одобрили проект документа, подготовленный Департаментом агропромышленной политики ЕЭК совместно с членами рабочих групп при Консультативном комитете.

При доработке Плана предложено выделить разделы, содержащие мероприятия по разработке нормативных актов, внутренних документов, аналитической информации, а также предусмотреть этапы выполнения работ и уточнить конкретных исполнителей мероприятий.

Члены Комитета рассмотрели и одобрили проект структуры и формы отчета о выполнении государствами – членами ТС и ЕЭП Соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства от 9 декабря 2010 г. В соответствии со статьей 10 Соглашения отчет готовится ежегодно ЕЭК.

Одним из ключевых в повестке заседания был вопрос «О результатах мониторинга экономических, административных и технических барьеров во взаимной торговле государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства сельскохозяйственными товарами и отдельными видами ресурсов, используемых в сельскохозяйственном производстве».

Департаментом агропромышленной политики проведен анализ законодательства Сторон, а также информации отраслевых организаций и деловых кругов государств–членов ТС и ЕЭП. Его результаты позволили выявить 25 видов различных барьеров, препятствующих доступу на рынок, в том числе по продукции животноводства и растениеводства – по 3 барьера; по пищевой продукции – 8 барьеров; по алкогольной продукции – 11 барьеров.

Природа барьеров в животноводческой отрасли заключается в отсутствии единой нормативной правовой базы ТС и ЕЭП по оценке племенного скота и идентификации животных, а также отсутствия единого механизма по контролю отдельных заболеваний (влияет на конкурентоспособность на внешних рынках). В растениеводстве отсутствует взаимное признание сортов растений и средств по их защите, что в свою очередь влияет на ввоз и перемещение данной продукции на территории ТС и ЕЭП.

По пищевой продукции барьеры затрагивают вопросы авторского права. Отмечены ограничения по предоставлению торговых площадей для импортируемой (ввозимой) продукции и т.д. В процессе обсуждения, учитывая различную природу барьеров торговли и доступа на рынок, члены комитета рекомендовали Департаменту агропромышленной политики внести предложения по формированию сводного реестра информации о барьерах.

Министр по промышленности и агропромышленному комплексу Сергей Сидорский проинформировал, что аналогичная информация собирается и обобщается другими подразделениями Комиссии, необходимо поставить ее на системную основу. Однако при этом нельзя упускать отраслевые аспекты ограничений. Резюмируя итоги дискуссии, в процессе которой высказалось большинство членов Комитета, Министр поручил Департаменту агропромышленной политики продолжить работу. Указал, что при систематизации информации необходимо более взвешенно подходить к дифференциации барьеров: «Основные барьеры лежат в плоскости торговых ограничений, им обычно уделяют наибольшее внимание. На втором плане остаются вопросы технического регулирования. Однако, как показывает анализ обращений в Комиссию субъектов хозяйствования, проблемы смещаются в эту сферу. Нельзя упускать и другие аспекты, связанные с административной практикой. Важно также понимать, какие барьеры возникли вследствие неисполнения решений, принятых наднациональными органами, по каким нормативная база Таможенного союза пока не создана, какие препятствия могут быть устранены национальными правительствами. При проведении этой работы необходимо объединить усилия департаментов Комиссии, национальных органов государственного управления, бизнес-сообщества. В ближайшее время мы инициируем решения в этой области».

Члены Комитета также рассмотрели ход подготовки проекта Меморандума о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций. Очередное заседание Консультативного комитета по агропромышленному комплексу решено провести в г. Москве в августе 2013 г. (Комиссия таможенного союза 12.04.13)

Компании агропромышленного комплекса получат механизм правовой защиты в рамках Таможенного союза.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 марта 2013 года № 46 «О порядке рассмотрения обращений хозяйствующих субъектов об оспаривании решений (актов) Евразийской экономической комиссии, Комиссии Таможенного союза, их отдельных положений или действий (бездействия) Евразийской экономической комиссии» предусматривает новый механизм правовой защиты субъектов предпринимательской деятельности, в том числе агропромышленных компаний, в рамках Таможенного союза. Данный акт вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Принятым Решением регламентируется порядок рассмотрения Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) требований хозяйствующих субъектов о признании решений (актов) ЕЭК, Комиссии Таможенного союза (ТС), их отдельных положений и (или) действий (бездействия) ЕЭК не соответствующими международным договорам, заключенным в рамках ТС и Единого экономического пространства, а также обращений о нарушении прав, предоставленных заявителю такими договорами, и его законных интересов в сфере экономической деятельности. Согласно изданному акту, предварительное обращение в ЕЭК является процедурой, наличие которой является обязательным для принятия заявления к рассмотрению Судом Евразийского экономического сообщества. Необходимо, однако, подчеркнуть, что данный порядок не распространяется на обращения информационного и консультационного характера, а также на споры в связи с вопросами конкуренции, специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Обращения рассматриваются правовым департаментом ЕЭК (при этом соисполнителями по ним являются департаменты ЕЭК, к компетенции которых относятся затронутые вопросы) в срок не более 2 месяцев с даты его регистрации. Правовой департамент и соисполнители не связаны доводами заявителя и могут проверить оспариваемые решения, их отдельные положения или действия (бездействие) в полном объеме. Если имеются основания признать требования заявителя обоснованными, то заключение по обращению и другие материалы передаются члену Коллегии ЕЭК, к компетенции которого относятся поставленные вопросы.

По мнению специалистов федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный экспертно-правовой центр агропромышленного комплекса», принятые меры весьма актуальны для развития экономической деятельности в рамках Единого экономического пространства. Механизмы правовой защиты бизнеса, в частности аграрного, являются важным фактором предпринимательской и инвестиционной активности для любого государства или группы государств. И введение нового инструмента юридической защиты субъектов хозяйствования, без сомнения, представляет собой значительный шаг на пути совершенствования предпринимательской среды на пространстве Таможенного союза. (INFOLine, ИА (по материалам Министерства сельского хозяйства) 17.04.13)

 

17 апреля министр сельского хозяйства Николай Федоров принял участие в пленарном заседании Государственной Думы Российской Федерации, на котором с отчетом о результатах деятельности Правительства Российской Федерации за 2012 год выступил Премьер-министр Дмитрий Медведев.

«Эта традиция стала закономерным шагом в развитии современной политической системы, в повышении её открытости, подотчётности гражданам», — подчеркнул глава федерального Правительства, поблагодарив парламентариев за конструктивную совместную работу, цель которой – «создание условий для успешной самореализации и достойной жизни миллионов людей».

Одной из ключевых тем доклада Дмитрия Медведева стало развитие сельского хозяйства России. Председатель Правительства подчеркнул, что последние годы были «реально трудными» для отрасли. Погода внесла свои коррективы в планы земледельцев, в результате чего в минувшем году сбор зерна составил чуть более 70 млн. т. – на 25% меньше урожая 2011 года. «Тем не менее, с учётом переходящих запасов аграрии не только обеспечили внутренние потребности, но и сохранили экспортный потенциал», — отметил Дмитрий Медведев, добавив, что Правительством России было принято решение о проведении товарных интервенций. Особое внимание уделяется озимому севу и текущей посевной кампании. Прогнозируется, что в случае благоприятной погоды аграрии могут собрать до 90–95 млн. т. зерна.

Присоединение России к ВТО, по словам Премьер-министра, вызвало необходимость перенастройки системы государственной поддержки с учётом требований Всемирной торговой организации. Введены новые механизмы поддержки аграриев: несвязанная поддержка в области растениеводства, погектарное субсидирование — на это выделено 15 млрд. рублей. Возмещается часть затрат на литр реализованного товарного молока. «Всего в этом году на поддержку растениеводства в рамках госпрограммы выделяется порядка 41 млрд. рублей. Но у нас есть и проблемы. И наши коллеги из «Единой России» этот вопрос задавали, да и у других фракций, есть этот вопрос. На поддержку животноводства – более 60 млрд. рублей», — отметил Дмитрий Медведев.

Глава федерального правительства обратил внимание депутатов на то, что продлено действие нулевой ставки по налогу на прибыль для сельхозпредприятий, а также льготы по уплате НДС при импорте и реализации племенной продукции. Это очень важно для того, «чтобы мы смогли не только сохранить, но и, по сути, воссоздать своё, а не иностранное племенное поголовье».

Председатель Правительства России сообщил, что после консультаций с «Единой Россией» принято решение дополнительно выделить на поддержку сельского хозяйства в этом году ещё 42 млрд. рублей, включая 15 млрд. рублей для поддержки животноводства в связи с ростом цен на корма. «Меры предложены, надеюсь, что они будут эффективными», — заметил Премьер-министр.

Дмитрий Медведев также подчеркнул, что «в 2020 году планируется производить более 20, порядка 22 тыс. тракторов в год. Достичь этого можно за счёт стимулирования спроса, увеличения экспорта, модернизации существующих и создания новых производств, в том числе в партнёрстве с технологическими лидерами по этому вопросу». И позитивные примеры в российской промышленности уже есть: новый завод «Воронежсельмаш», который будет выпускать зерноочистительную технику, сепараторы и другое современное оборудование для АПК. В 2012 году по программе лизинга сельхозпроизводителям передано на льготных условиях 4 тыс. единиц техники, из них почти 2,3 тыс. тракторов.

В своем выступлении Председатель Правительства России коснулся и судьбы компании «Тракторные заводы»: «Это один из наших ведущих отечественных производителей наряду с Кировским заводом, с «Агротехмашем». Сейчас обсуждается вариант возможной реструктуризации, направленной на погашение долгов, – обсуждается с консультантами и кредиторами, включая Внешэкономбанк. Решение о том, как поступить по реструктуризационным процедурам, мною было принято на прошлой неделе в рамках наблюдательного совета ВЭБа, и я его подписал».

Говоря об укреплении продовольственной безопасности, Дмитрий Медведев подчеркнул, что для этой цели создана Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности, утвержденная в минувшем году. «В её рамках предусмотрено субсидирование инвестиционных кредитов, включая кредиты на строительство, реконструкцию и модернизацию предприятий хлебопекарной промышленности», — добавил глава федерального Правительства.

В ходе обсуждения доклада, отвечая на вопросы первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Айрата Хайруллина, Дмитрий Медведев подчеркнул, что в ближайшие годы финансирование сельское хозяйство будет носить упреждающий характер по двум причинам. «За последнее время мы все-таки продвинули наше село, у нас появился сельский бизнес. Мы не должны потерять то, что было сделано», — отметил Премьер-министр, добавив, что существуют и риски в связи с присоединением России к ВТО. На финансирование отрасли выделено более 130 млрд. рублей, причем сумма средств, направленных в регионы на сегодняшний день, более чем вдвое превышает показатель минувшего года. Дополнительно выделяемые 42 млрд. рублей будут направлены на помощь аграриям в закупке кормов, поддержку хозяйств, которые попали в сложную ситуацию в связи с присоединением страны в ВТО, на рефинансирование кредитов, на краткосрочное кредитование, на технологическую модернизацию. «Из 42 млрд. рублей 15 млрд. будет отправлено в ближайшие 10 дней, чтобы поддержать животноводов. Остаток средств — в течение года. Все деньги дойдут. Это на моем прямом контроле», — резюмировал Председатель Правительства России. (INFOLine, ИА (по материалам Министерства сельского хозяйства) 18.04.13)

Объем средств для развития АПК до 2020 года может вырасти в 20 раз. «Российская газета». 11 апреля 2013

По расчетам экономистов, для реализации Госпрограммы развития АПК 2013-2020 средств требуется как минимум в 20 раз больше, чем выделяется для ее финансирования, то есть порядка 6 трлн рублей, в том числе 2 трлн за счет федерального бюджета.

Таково мнение рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по развитию и модернизации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.

По мнению комиссии, нужно вернуть секвестированный ранее объем финансовых ресурсов в размере 70 млрд рублей и значительно увеличить общий объем государственной поддержки развития сельского хозяйства, чтобы добиться ощутимого положительного эффекта от действующей Госпрограммы.

«Необходимо принципиально объединиться всем аграрникам и специалистам отрасли, отраслевым союзам, ученому миру и региональным руководителям для того, чтобы серьезно обосновать необходимость выделения принципиально других денег для развития сельскохозяйственной отрасли. Это касается и производства, и социального обустройства сельских территорий», — заявил на заседании рабочей группы Владимир Плотников, президент ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР). (Российская газета 11.04.13)

Комментарии запрещены.