Новости СМИ за период с 22 ноября 2012 по 29 ноября 2012

Господдержка АПК составит почти 173 млрд рублей в следующем году.

В следующем году господдержка АПК РФ составит 172 млрд 972 млн рублей, в том числе на реализацию мероприятий госпрограммы развития сельского хозяйства планируется направить более 149 млрд рублей. Такие данные содержатся в проекте бюджета на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов.

В пятницу Госдума рассмотрит этот документ в третьем чтении.

В 2013 году планируется ввести новые формы господдержки отрасли, соответствующие требованиям ВТО. Это, прежде всего, предоставление субсидий, рассчитанных на 1 гектар пашни. Их общая сумма может составить 15,2 млрд рублей, или примерно 200 рублей на 1 гектар. Кроме того, субсидии из федерального бюджета будут предоставляться и на 1 литр реализованного хозяйствами товарного молока. На эти цели предусмотрено 9,55 млрд рублей, на 1 литр придется около 1,5 рубля. Эти меры не входят в «желтую корзину» поддержки, поэтому не могут быть ограничены, пишет Зерно Он-Лайн.

Согласно проекту, на техническую и технологическую модернизацию АПК будет выделено 2,3 млрд рублей, в том числе 300 млн рублей из распределенных средств на государственную поддержку отдельных отраслей экономики в связи со вступлением России в ВТО.

Кроме того, Госдума рассмотрит и поправки в бюджет 2012 года. В соответствии с ними расходы федерального бюджета на АПК увеличены на 2,3 млрд рублей. Большая часть этих средств — 1,6 млрд рублей — предусмотрена на мероприятия федеральной целевой программы «Социальное развитие села». 600 млн рублей будет направлено на развитие мелиоративно-хозяйственного комплекса.

В результате общий объем господдержки отрасли в 2012 году составит 173,3 млрд рублей.

Как заявил руководитель комитета Госдумы по аграрным вопросам Николай Панков, несмотря на сложности, государство нашло возможность поддержать АПК. Он обратил внимание на то, что предусмотрено увеличение финансирования двух приоритетных программ — по социальному развитию села и технологической и технической модернизации АПК.

«Немаловажно и то, что депутатам удалось добиться изменения в бюджет 2012 года и получить дополнительное финансирование в размере 2,3 млрд рублей, которые в основном будут направлены на строительство жилья для молодых семей, газификацию и водообеспечение», — добавил депутат.

Н. Панков также напомнил, что уставный капитал Россельхозбанка будет увеличен на 40 млрд рублей, что «позволит обеспечить необходимые темпы кредитования отрасли, поддержит деловую активность сельских жителей».

(Latifundist.com) (22.11.12)

 

Разработана стратегия антимонопольного регулирования в АПК.

В России разработан проект стратегии развития антимонопольного регулирования в сфере АПК, основные положения которого были рассмотрены экспертами в ходе очередного заседания Экспертного совета по агропромышленному комплексу при Федеральной антимонопольной службе РФ. Об этом сообщила пресс-служба ФАС РФ.

В частности, отмечается в сообщении, на заседании обсуждались предложения бизнес-сообщества по развитию конкуренции в сфере агропромышленного комплекса для дальнейшего включения их в дорожную карту «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики».

На заседании также была представлена концепция Федерального закона России о прослеживаемости продукции животного происхождения.

Как отметил заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов, отдельные проблемы, существующие в отечественном АПК, уже сейчас могут стать предметом антимонопольного разбирательства. Поэтому в рамках доработки стратегии развития антимонопольного регулирования в РФ и дорожной карты членам Экспертного совета было предложено представить свои предложения, направленные на развитие конкуренции и улучшение предпринимательского климата в отечественных аграрном секторе, которые затем будут учтены при доработке программных документов, говорится в сообщении. (Крестьянские ведомости 27.11.12)

В России планируется законодательно закрепить возможность госрегулирования цен на продтовары. «АПК-Информ». 22 ноября 2012

В декабре т.г. на рассмотрение Государственной Думы России планируется внести законопроект, которым предусматривается возможность государственного регулирования цен на продовольственные товары. Об этом 22 ноября сообщила журналистам в Москве заместитель председателя комитета Госдумы Рф по аграрным вопросам Надежда Школкина.

Она отметила, что предлагаемые поправки к Закону РФ «О торговле» предоставят Правительству России право «устанавливать предельные размеры торговых надбавок на отдельные виды сельскохозяйственной продукции и социально значимых продовольственных товаров первой необходимости для организаций, осуществляющих торговую деятельность».

Н.Школкина также отметила, что указанным законопроектом определяются максимальные уровни торговой надбавки, устанавливаемой на государственном уровне.

«Для переработчиков это 15% от отпускной цены производителя сырья, для организаций оптовой торговли — 10% от отпускной цены производителя продовольственных товаров, для организаций розничной торговли (включая рынки) — 15% от отпускной цены производителя продовольственных товаров или оптовой цены, для организаций общественного питания — 15% от отпускной цены производителя продовольственных товаров или оптовой цены», — сказала Н.Школкина.

Также, добавила депутат, документом уточняются некоторые положения, определяющие права и обязанности поставщика и продавца.

При этом Н.Школкина уточнила, что указанные предложения не распространяются на сельскохозяйственные потребительские кооперативы, осуществляющие торгово-закупочную деятельность, и организации потребительской кооперации, работающие в сельской местности. (АПК-Информ 22.11.12)

 

210 яиц в одной корзине. «Российская газета». 23 ноября 2012

С 2013 года россиянам рекомендовано меньше хлеба и больше зрелищ

Госдума утвердила новую потребительскую корзину. В ней больше мяса и овощей, меньше масла и хлеба. Но экспертам она все равно не нравится. «Российская газета» выяснила, почему.

Новая потребительская корзина начнет действовать с 1 января 2013 года и утверждена на пять лет. «Собирать» ее будут несколько иначе, чем раньше.

В новой потребительской корзине больше мяса и рыбы. Сейчас на одного взрослого полагается около 32 килограммов мяса в год, а будет почти 59. Рыбы — 16 килограммов, а будет 18 с половиной.

Прибавку также заложили по овощам, яйцам, фруктам. При этом количество некоторых других продуктов наоборот уменьшили.

Это касается хлеба, картошки и, особенно, жиров. Разработчики документа посчитали, что взрослым людям масла и маргарина нужно есть вполовину меньше, чем сейчас.

Есть изменения в плане товаров и услуг. Расходы на них теперь «привязаны» к стоимости продуктов и должны составлять ровно половину от этой суммы. То есть 25 процентов отводится на товары и столько же — на услуги.

Стоимость новой потребительской корзины, если считать в деньгах, выросла всего на 200 рублей для взрослых, на 411 рублей для пенсионеров и на 250 рублей для детей. Это 6,3 тысячи, 5,4 и 6,4 соответственно.

Потребительская корзина — понятие достаточно условное. Рассчитывается она не для того, чтобы люди ориентировались на ее нормы при походе в магазин, а в основном для определения прожиточного минимума — это денежный эквивалент стоимости потребительской корзины.

В отличие от корзины, которая пересматривается один раз в пять лет, величина прожиточного минимума меняется ежеквартально и определяется исходя из действующих цен на продукты питания, товары и услуги, а также расходов по обязательным платежам и сборам. В целом по России этот минимум утверждается правительством, а на уровне регионов — местной властью. Он должен быть таким, чтобы хоть какой-то набор необходимых продуктов, товаров и услуг (то есть то, что есть в корзине) человек с небольшим достатком все же мог получить. Если доходы гражданина недотягивают до этого минимума, он признается бедным и получает право на помощь от государства.

О переходе Россельхознадзора на систему электронного документооборота.

В рамках мероприятий по информатизации деятельности Россельхознадзора с 3 декабря 2012 года начинается переход на электронный (безбумажный) документооборот.

Переход планируется завершить к 9 января 2013 года.

Эти мероприятия проводятся в соответствии с Планом по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.02.2011 года №176-р). (Россельхознадзор 27.11.12)

 

Россельхознадзор: Досмотрено 6 вагонов с маслом подсолнечника.

На станции Димитровград Куйбышевской железной дороги специалистами государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте Управления Россельхознадзора по Ульяновской области досмотрено 6 вагонов-цистерн с подсолнечным маслом, в количестве 360 тонн.

По результатам ветсандосмотра специалистами установлено, что подсолнечное масло предназначается для отправки на птицефабрики Челябинской области. Сопроводительные документы оформлены правильно, продукция безопасна в ветеринарно-санитарном отношении.

Госинспекторами составлен акт досмотра о соответствии железнодорожных вагонов, поднадзорного груза и ветеринарных сопроводительных документов ветеринарным требованиям. (Россельхознадзор по Ульяновской области 22.11.12)

 

Именно от величины прожиточного минимума отталкиваются все расчеты социальных выплат — будь то пенсии или пособия. Если существенно увеличить стоимость корзины, то пропорционально должны вырасти и остальные параметры.

Кстати, как раз из-за того, что по прожиточному минимуму проводят черту бедности в стране, такие услуги, как мобильная связь или Интернет, при расчете новой корзины решили не учитывать.

Эксперты напоминают, что корзина практически не менялась с 1999 года.

При внимательном ее рассмотрении оказалось, что самых необходимых для человека продуктов там меньше, чем даже в годы Великой Отечественной войны. Об этом говорилось в пояснительной записке к действующей сейчас корзине. К тому же реальные траты жителей страны на питание, покупку товаров и оплату услуг заметно превышали суммы, заложенные в потребительской корзине. К примеру, в 2008 году расходы на питание «на бумаге» составляли 44,8 процента семейного бюджета, тогда как на самом деле они почти достигали отметки в 50 процентов. На непродовольственные товары жители страны согласно параметрам потребительской корзины тратили 16,9 процента своих доходов, а на самом деле — 24,8 процента. Чтобы ликвидировать этот перекос, с 2013 года корзину решили наполнять по новому методу.

А как у них?

В потребительской корзине французов 250 продуктов, товаров и услуг. У американцев — около 300. У англичан — 350. А у немцев больше 470.

В минимальный набор товаров и услуг для европейцев и американцев входят мобильные телефоны, Интернет, DVD-плееры, посещение кафе и ресторанов, театров, футбольных матчей, абонементы в фитнес-центры, расходы на садовника, няню для детей, косметику, ремонт машины и дома. Учитываются даже траты на покупку корма для кошек и собак.

Как вам это?

Вячеслав Бобков, гендиректор Всероссийского центра уровня жизни:

- Я очень сожалею, что закон о новой потребительской корзине принят в таком виде. По продуктам питания там, конечно, заложена более прогрессивная модель, с этим никто не спорит. Но к заметному увеличению общей стоимости минимального «набора» продуктов, товаров и услуг это не привело. Рост составляет в среднем всего четыре процента — это же капля в море. По нашим расчетам, корзина должна быть раза в три весомее. Это в идеале. На нынешнем этапе можно было бы учесть хотя бы некоторые вещи: мобильные телефоны, компьютеры. Получается, что дети, растущие в семьях с небольшим доходом, лишаются возможности вписаться в жизнь, где правят бал информационные технологии. Не заложены в корзину сбережения, возможность пользоваться кредитом, хотя бы изредка питаться вне дома…

Шаг назад — переход на процентный метод расчета стоимости товаров и услуг. В международной практике такие примеры есть. В частности, такой метод используют в США. Но для нашей страны он не подходит. Дело в том, что у нас основной рост инфляции идет именно по услугам. В основном из-за того, что регулярно повышаются тарифы естественных монополий. Проще говоря, дорожают электроэнергия, газ, вода, тепло, железнодорожные билеты… Рост цен на услуги в России опережает темпы увеличения стоимости продовольствия уже на протяжении многих лет.

Процентный метод расчета плох тем, что в потребительской корзине будет отражаться продовольственная инфляция. А расходы на услуги, которые в следующие пять лет будут расти даже заметнее, нет. То есть бедность в стране со временем будет искусственно занижаться.

Дмитрий Абзалов, вице-президент Центра стратегических коммуникаций:

- Если сильно увеличить потребительскую корзину, можно серьезно подорвать экономику, поскольку придется подгонять под нее не только льготы, но и зарплаты. Себестоимость производства отечественной продукции в итоге увеличится, а конкурентоспособность снизится. Это с одной стороны. С другой — увеличивать ее размер, конечно, необходимо. С нового года тарифы на те же услуги ЖКХ опять начнут расти. Это подстегнет инфляцию, так что разрыв между тем, что люди будут реально тратить на услуги, и тем, что про это написано на бумаге, будет увеличиваться.

Я согласен с тем, что в потребительскую корзину нужно включать мобильную связь, расходы на Интернет. Это уже не роскошь, а необходимость. Тем более что во многих странах мира эти пункты в минимальный набор товаров и услуг вписаны. Но точечных изменений тоже недостаточно. Давно пора менять саму структуру потребительской корзины, которая у нас не корректировалась очень давно. (Российская газета 23.11.12)

 

Минсельхоз зовет сельхозпроизводителей на биржу. «RBC daily». 28 ноября 2012

Как стало известно РБК daily, Минсельхоз хочет начать биржевые торги всеми видами сельхоз­продукции. Пилотный проект может быть реализован на сахарном рынке. Сами производители сахара не готовы идти на биржу, пока они только переходят от давальческих схем к прямым договорам купли-продажи. Ранее биржевые инструменты не прижились на рынке нефтепродуктов: сегодня Минэнерго и ФАС готовят для НПЗ обязательные объемы торгов.

О том, что Минсельхоз намерен стимулировать внедрение биржевых механизмов на рынке сельхоз­продукции, РБК daily рассказала врио директора департамента экономики и анализа министерства Виктория Власова. По ее словам, пилотный проект может быть реализован на рынке сахара, а затем опыт будет распространен на другие виды сельхозпродукции: зерно, молочные продукты, мясо.

После разрушения плановой экономики ценовая конъюнктура на рынке сельскохозяйственной продукции складывается хаотично. Финансовые инструменты помогли бы снизить волатильность цен и позволили бы добиться прозрачного ценообразования. На первом этапе — в течение двух-трех лет — предполагается внедрить инструменты двойных складских расписок, поставочных контрактов. Использование фьючерсов и опционов на бирже — более отдаленная перспектива, рассказали в Минсельхозе. «Мы намерены внедрять эти механизмы без революций, постепенно и насильно принуждать не собираемся», — добавила г-жа Власова.

Поддержать Минсельхоз готова антимонопольная служба, которая готовит свои предложения по внедрению биржевых механизмов на рынке сельхозпродукции. «В скором времени ФАС должна их представить, и до этого времени мне не хотелось бы комментировать этот вопрос», — заявил замруководителя антимонопольной службы Андрей Кашеваров.

Чиновники признают, что пока биржевые инструменты приживаются в России с трудом: многие сельхозпроизводители имеют непрозрачные договорные отношения, и им невыгодно торговать на бирже. Опрошенные РБК daily участники сахарного рынка, которые по задумке Минсельхоза должны первыми испытать новые биржевые инструменты, пока не горят желанием их использовать. Прежде надо перейти от давальческих схем к заключению договоров купли-продажи, говорят они.

При давальческой схеме производители сдают сахарную свеклу на завод на переработку, а затем забирают уже готовый сахар. Из-за этой схемы волатильность на сахарном рынке достигает 50%, поскольку в сезон переработки (август—декабрь) или перед посевной (в марте—апреле) на рынке появляется много мелких собственников белого сахара, желающих одновременно и быстро избавиться от своих запасов.

Биржевые инструменты рано внедрять на сахарном рынке еще и потому, что Россия только второй год выходит на самообеспечение по сахару и рынок еще не состоявшийся в отличие от зернового.

Зато участники молочного рынка, напротив, приветствуют распространение биржевых механизмов. Торги — самый надежный способ борьбы с демпингом и непрозрачностью ценообразования, уверен председатель правления Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Андрей Даниленко. К примеру, можно урегулировать отношения между Россией и Белоруссией в сфере торговли молочными продуктами, если бы сделали биржевые торги сухим молоком, сливочным маслом и сыром, считает он. Например, можно повысить и качество поставляемой продукции, выписывая ветеринарный сертификат только тем производителям, которые выставляют продукцию на биржевые торги.

Сейчас на Санкт-Петербургской бирже уже торгуются пшеница, кукуруза, соевые бобы и хлопок, но обороты по ним минимальные и не являются показательными для рынка.

Не активны и торги нефтепродуктами. В начале 2011 года Игорь Сечин, который в то время занимал пост вице-премьера, курирующего ТЭК, предложил каждому НПЗ увеличить объемы биржевой торговли нефтепродуктами до уровня не ниже 15% от объема производства. Эту планку смогли взять не все компании или просто не захотели, ссылаясь на отсутствие покупателей и ликвидности на торгах. Кроме того, биржи «грешили» большим количеством адресных сделок. После топливного кризиса весной прошлого года интерес к биржевым торгам как у компаний, так и у госорганов пропал.

Впрочем, и здесь чиновники не теряют надежды. Недавно ФАС вместе с Минэнерго опубликовали совместный приказ, определяющий минимальные объемы топлива, которые компании будут обязаны продавать на бирже: бензина и мазута — не менее 10% от объема производства, дизтоплива — 5%, мазута — 2%. (RBC daily 28.11.12)

Комментарии запрещены.